Особенности атрибутного словарного запаса у умственно отсталых детей
ОСОБЕННОСТИ АТРИБУТНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глубкина В.А., студент 4 курса
ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
e—mail: glubkinaviktoria@gmail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются особенности словаря прилагательных у детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), проанализирована специфика атрибутивной лексики у дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Ключевые слова: атрибутный словарь, умственная отсталость, словарь прилагательных, дети, особенности.
У детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями отмечаются определенные затруднения в усвоении учебного материала из-за особенностей развития их психических процессов. Для детей, усвоение знаний о различных частях речи, особенно прилагательных, является сложным. Это связано с особенностями хода их психических процессов, и поэтому изучение прилагательных у них происходит позднее, чем других частей речи.
Имя прилагательное играет значимую роль в речи, так оно помогает характеризовать предмет и делает высказывания более точными, конкретными. Недостаток использования прилагательных делает речь скучной и неинформативной. Использование прилагательных обогащает речь, делая её более точной, емкой и красочной. Присутствие прилагательных в речи говорит о высоком уровне культуры и знаний об окружающем мире, развитом образном мышлении и речи человека.
У детей с интеллектуальными нарушениями выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.
Данную проблему затрагивали многие авторы специальной психологии, такие как Г.И. Данилкина, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Н.В. Тарасенко и др. По мнению этих авторов, одной из главных причин бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах.
Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. Трудности вызываются, с одной стороны, склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению в коре головного мозга, с другой – особенностью формирования семантических полей.
Л.С. Волкова в своих работах писала, что встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Характерными являются замены слова с диффузным, расплывчатым значением.
Об этом же писала и Р.И. Лалаева: «Умственно отсталые дошкольники используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, называние основных цветов (красный, синий, зеленый), величины предметов (большой – маленький), вкуса (сладкий – горький). Противопоставления же типа «длинный – короткий», «толстый – тонкий» используются очень редко. Это связано, прежде всего, с трудностью дифференциации самих представлений о качествах и признаках предметов».
Исследование А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой показало, что у умственно отсталых детей, по сравнению с нормально развивающимися, значительно изменены семантические поля слов. Наряду с системой смысловых связей, на основе которых слова обычно объединяются в определенные семантические группы, у учащихся с интеллектуальными нарушениями возникают внешние, звуковые связи, позволяющие относить к числу синонимов сходные по звучанию слова. Это затрудняет усвоение учащимися словарного состава родного языка.
Исследования авторских коллективов в части исследования особенностей атрибутного словарного запаса у умственно отсталых детей дошкольного возраста демонстрируют, что при употреблении имен прилагательных, обозначающих цвета, размеры, формы, вкусы, ощущения и некоторые другие признаки, у таких детей наблюдаются смысловые и грамматические ошибки и неточности. Аналогичные ошибки наблюдаются и при попытках группировки имен прилагательных, например, при классифицировании признаков предметов, при котором необходимо выделить общие свойства, не затрагивая другие конкретные особенности признаки предмета.
Как отмечают функция словообразования у умственно отсталых детей является менее сформированной, чем словоизменение. Несформированность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного (напр, «стекло» – «стеклянный»), уменьшительно-ласкательных форм (напр., «рыжий» – «рыженький»).
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет отметить, что для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью характерны следующие особенности атрибутного словарного запаса: замена слов с диффузным, расплывчатым значением; трудности образования прилагательных от формы существительного; неточное употребление слов, парафазии.
При этом, следует отметить, что вариативность и комбинация данных особенностей может быть различна и уникальна в каждом конкретном случае. Поэтому своевременность и точность их выявления, их индивидуальная характеристика, в данном случае, особенно значимы для построения эффективного маршрута их коррекции.
Литература
- Буслаева М.Е. Особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта / М.Е. Буслаева // Вестник Калужского университета. – 2017. – № 1. – С. 34-36.
- Константинова С.А. Особенности формирования лексики у учащихся с нарушением интеллекта / С.А. Константинова // Образовательные науки и психология. – 2014. – № 4 (30). – С. 43-52.
- Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
- Мухина В.А. Работа учителя-дефектолога по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у учащихся вспомогательной школы / В.А. Мухина // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 10. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 145-147.
- Харламова В.Г. Особенности речевого развития умственно отсталых детей / В.Г. Харламова // Проблемы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Калужской области: Материалы заочной научно-практической конференции, Калуга, 16–18 декабря 2015 года / Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского; Под ред. Е.Н. Буслаевой. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2015. – С. 333-351.